Поделится в соц-сетях:

Франция хоронит свою славу: больше таких не будет

Франция хоронит свою славу: больше таких не будет
Общенациональное прощание с Жан-Полем Бельмондо, которое состоится сегодня в Париже, Елисейский дворец сразу предложил устроить в Доме инвалидов — это высшая почесть, которой удостаиваются обычно военные, совершившие подвиг на поле боя.Принимая подобное решение, Макрон и его окружение, без сомнения, руководствовались исключительно предвыборными интересами. Оказаться в дуэте с тем, кого французы обожают, — способ привлечь внимание и к собственной персоне, и повод для штатного фотографа, следующего тенью за французским президентом, сделать несколько сентиментальных фотографий «на фоне Бельмондо».Твит Макрона в напыщенном стиле, в котором 88-летний актер был назван в том числе «национальным достоянием» и где упомянуто общее желание быть «как Бельмондо», мог у самого актера вызвать лишь усмешку. «Национальное достояние» в момент поступления в Парижскую консерваторию на факультет театрального искусства получило прозвище Клоун, педагоги открыто называли его «уродцем» и предвещали неудачи на избранном пути.

«Он не сможет выйти на сцену в паре с женщиной, такая внешность лишь оттолкнет, дуэт с любой актрисой не вызовет доверия у зрителей». Опытные парижские преподаватели ошиблись в оценках на 75 фильмов, на бесчисленные театральные постановки, на успех планетарного уровня.

Сам Бельмондо, шедший к успеху очень тяжело и трудно (десять лет работы в театре и съемок в эпизодах), говорил, что мечтал, если и когда станет знаменитым, быть «как Хамфри Богарт».После выхода «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара и последующие полвека все без исключения актеры Франции мечтали быть «как Бельмондо».В итоге Бельмондо из имени собственного превратился в имя нарицательное, став «бельмондо».Тут все — и жанр (чистота которого, как известно, залог удачи), и талант, и харизма, и яркость личности, и умение оставаться собой, и верность идеалам, и, как правило, успешная для героя развязка. А еще — смех, ирония и немножко плутовства.Все то, что обожают зрители, и все то, что вызывало у творческой парижской салонной богемы икоту, заставляя ее представителей (их имена обычно никому ничего не говорили) относить сделанное Бельмондо к площадному искусству, балагану и цирку.К клоунаде.

«Я мечтал в детстве быть именно клоуном. Смешить людей, заставляя забыть о сложностях, — едва ли не самая дорогая для меня часть профессии актера», — писал сам Бельмондо в мемуарах «Тысяча жизней лучше, чем одна».

Его игнорировали завсегдатаи фестиваля в Каннах, организаторы которого вручили ему почетную «Золотую пальмовую ветвь» лишь в самом финале творческого пути. К нему свысока относились национальные киноакадемики, удостоив премии «Сезар» лишь однажды, тогда как другие актеры, которых не помнят и не знают и чьи фамилии ничего не скажут даже самым упрямым синефилам, получали эту награду практически в оптовых количествах.Парень с переломанным боксерским носом, с неподражаемой походкой вразвалочку, тренированным телом и непобедимым духом хитреца и повесы тем временем принимал, словно играя, удары судьбы, сыпавшиеся на его персонажей.Он принадлежал к старой школе, когда за актером не стояла армия помощников, агентов и пиарщиков.Он все делал сам: роли были выучены наизусть.

«Бебель был всегда готов к работе, он знал все реплики, он мог сниматься в бесконечном количестве дублей, всегда находя новые краски и интонации, и он предпочитал трюки, если того требовал сценарий, делать самому. Он работал как вол, но никогда не уставал. И его никто не видел в плохом настроении», — рассказывал в свое время его близкий друг Ален Делон.

В Советском Союзе в прокате были практически все фильмы с участием Бельмондо. Кумира тех, кто был подростком в 1970-80-е. Эти два последних советских поколения прорывались практически с боями (просто никогда не было билетов, в кинотеатрах стоял аншлаг) на «Человека из Рио», «Великолепного», «Кто есть кто», «Картуша» и, конечно же, на «Профессионала».Бельмондо был воплощением Франции — да, придуманной, да, иллюзорной, но воплощением страны, где возможна победа добра над злом, где любовь торжествовала, а победитель в схватке с мерзавцами в награду получал красавицу и кубок, полный вина.Такой Франции не было, справедливости ради, и в самой Франции, но все-таки в той стране и в ту эпоху было возможно существование героев Бельмондо.Они всегда неполиткорректны, всегда «цисгендерны», они охотно «абьюзят» окружающих, и женщин тоже, разговаривая с последними в снисходительно-повелительном тоне. Они с кожей белого цвета — сегодня это тоже грех — произносят (и не стесняются этого) слово «негр», они охотно склоняют, пользуясь служебным положением, коллег-женщин к адюльтеру и так далее.Все 75 фильмов, в которых снялся Жан-Поль Бельмондо, сегодня не смогли бы не то что выйти в прокат — сама идея снять того же «Профессионала» в наши дни не придет в голову ни одному французскому (и любому европейскому) продюсеру.Потому что история про белого сильного и мужественного персонажа не пройдет цензурное решето тех, кто старательно вымывает из общего сознания такие понятия, как «ненависть» и «любовь», «преданность» и «предательство», «честь» и «бесчестие».Сегодня главные роли распределяются, а главные сюжеты пишутся идеологическими скопцами — с тем чтобы заместить традиционные (и настоящие) ценности на правила «новой этики». А в них, этих правилах, нет мужественности, а есть гендерная флюидность, нет любви, а есть «в отношениях», нет дружбы, а есть «общение», нет и ненависти — а есть «отсутствие толерантности».Сам Бельмондо об этом знал. Появившись несколько лет назад на одной из церемоний, где его встретили овацией, а зал встал в восхищении перед статью актера, который, пусть и опираясь на палочку, был столь же великолепен, как и в зените славы, он сказал: «Жизнь научила меня не сдаваться, всегда идти вперед и верить в себя. Я вам желаю одного — мужества смотреть в глаза судьбы, не отводя взгляда».Ясно, что завет услышан не был. Но гораздо важнее, что эти слова были произнесены.Они (а не цветистые эпитафии от властей, которые будут сегодня раздавать на панихиде) и останутся в памяти.Прощай, артист, и спасибо тебе за все!
20:43
9
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...